Интернет ресурсы
Статистика
Просмотры материалов : 299877
Счетчик посещений
 ейтинг@Mail.ru
Главная Типовые программы ТУРИЗМ И СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

ТУРИЗМ И СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Пояснительная записка
Проблема здоровья в настоящее время очень актуальна и на¬ходится в центре внимания всех современных наук о человеке. Значимость здоровья очевидна, ведь оно - главная ценность для каждого человека. Здоровый человек - это прежде всего активный, жизнерадостный, трудящийся человек, нацеленный на преобразующую созидательную деятельность во благо себя, своей семьи, общества в целом.
Спортивное ориентирование и туризм всё шире используются во всём мире как средство активного отдыха, гармонического развития личности, укрепления здоровья, повышения культурного уровня человека, разумного использования свободного времени. Данные виды спорта удачно сочетают в себе физическое и умственное начало. На фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях от ребят требуется быстрая и точная оценка сложившейся ситуации, умение принять правильное решение при условиях больших физических нагрузок. Это определение прежде всего указывает на то, что в спортивном ориентировании и технике пешеходного туризма интегрируются основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая, интернациональная и др.
В последние годы соревнования по туристской технике включают в себя и элементы ориентирования. Это требует от ребят универсальной подготовки, т. е. умения одновременно владеть туристской техникой и ориентироваться на местности с помощью компаса и карты.
Цель и задачи программы


Цель программы создать оптимальные условия для систематизированной и целенаправленной подготовки каждого ребёнка к овладению элементами спортивного ориентирования техники пешеходного туризма.
Задачи программы
Образовательные: научить технико-тактическим приёмам области спортивного ориентирования и технике пешеходного туризма одновременно.
Воспитательные: привить учащимся потребность здорового образа жизни; воспитать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, усидчивость, стойкость характера; чувство коллективизма, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам, любовь к Родине.
Развивающие: создать высокую положительную мотивацию устойчивости интереса каждого ребёнка для его систематической и целенаправленной подготовки; сформировать у учащихся потребность в занятиях физическими упражнениями; развить быстроту, выносливость, ловкость, а также практические навыки поведения в нестандартных ситуациях во время соревнований спортивному ориентированию и туризму; развить межличностные отношения, контактность, доброжелательность, морально-волевые и нравственные качества учащихся, память, логическое мышление, наблюдательность и внимание учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 5-8-х классов. Один год обучения — семичасовая недельная нагрузка, оптимальное количество детей в группе — 12 человек.
Первый год обучения направлен на одновременное освоение азов спортивного ориентирования и техники пешеходного туризма, приобретение начального опыта участия в соревнованиях.

 

Программа состоит из 8 содержательных блоков

I блок «Основы спортивного ориентирования и техники пе¬шеходного туризма». Краткое описание истории развития спортивного ориентирования и туризма. Понятие о гигиене спорта. Общие требования к режиму дня, отдыху, питанию, одежде.

II блок «Топографическая подготовка». Условные знаки спортивных карт, деление их на группы.

III блок «Техника ориентирования». Ориентирование карты, умение пользоваться компасом, знание технических приёмов и умение ими пользоваться.

IV блок «Техника пешеходного туризма». Специальное страховочное снаряжение, страховка, самостраховка, их виды и способы. Туристские узлы для выполнения технических приёмок. Техника движений и преодоление препятствий. Самонаведение туристских препятствий.

V блок «Тактика ориентирования и пешеходного туризма»
Тактические приемы ориентирования: выбор общего плана
тактического действия, вариантов пути движения на дистанции, правильного технического приёма в конкретных условиях.
Тактические приёмы техники пешеходного туризма: выбор технических приёмов на конкретном участке дистанции; выбор и реальное осуществление порядка движения команды, порядок движения связок при преодолении этапа дистанции.

VI блок «Краеведение». История родного края, характеристика растительного и животного мира. Памятники истории и культуры.

VII блок «Общая и специальная физическая подготовка»
Развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств занимающихся. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучении
Преимущественная направленность занятий на различных этапах подготовки должна определяться с учётом сенситивных (наиболее благоприятных) периодов развития физических и психологических качеств.
VIII блок «Психологическая подготовка». Па третьем году обучения в программу вводится «психологическая подготовка». Психологический стресс, регулирование стресса. Психологическая подготовка к. соревнованиям. Приемы регулирования и саморегулирования психических состояний в условиях соревновательной деятельности. Ожидаемый результат, прогноз конечных результатов. 

Организационные условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• страховочные системы, карабины, петли страховочные, основная веревка, палатки, рюкзаки, спальные мешки, коврики костровое оборудование, компас;
• спортивный, специально оборудованный зал для проведения занятий по технике туризма;
• класс для занятий теоретической подготовкой;
• спортивный зал или спортивная площадка для занятий по общефизической и специальной подготовке.
Методическое обеспечение:
• программа по спортивному ориентированию и технике пешеходного туризма;
• картографический материал - три-четыре спортивные карты разных районов местности;
• методическая литература по профилю ведения кружка;
• методические материалы по учебно-воспитательной работе;
• материалы из опыта работы, консультации, конспекты мероприятий;
• наглядные пособия.

Программа первого года обучения
Задачи:
• помочь ребятам изучить условные знаки спортивных карт работу с компасом, считывание информации с карты и сопоставление ее с местностью, законы ориентирования, освоить начальные элементы техники и тактики в ориентировании;
• научить организации туристского быта, помочь освоить начальные элементы техники и тактики пешеходного туризма;
• развивать физические качества - координационные и скоростные;
• сформировать начальный опыт участия в соревнованиях.

Содержание программы
1. Основы спортивного ориентирования и техника пешеходного туризма
1.1. Ориентирование в жизни человека. Исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в Беларуси и за рубежом. Характеристика современного состояния ориентирования. Ориентирование как средство физического воспитания, оздоровления и закаливания. Эмоциональность, связь с природой. Особенности ориентирования и его отличия от других видов спорта.
1.2. Туристские путешествия. История развития туризма. Туризм - средство познания своего края, физическое и духовное развитие, оздоровление, воспитание самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков. История развития туризма в Беларуси.
1.3. Личное и групповое туристское снаряжение. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения, необходимого для похода и соревнования, требование к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущество и недостатки. Правило размещения вещей в рюкзаке. Одежда и обувь для занятий спортивным ориентированием и туризмом.
Групповое снаряжение, требование к нему. Типы палаток, их назначение, преимущество и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукави¬цы, ножи, половники и прочее.
Практические занятия. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Установка палатки, размещение вещей в ней. Предохранение палатки от намокания. Правила поведения в палатке.
1.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги на соревнованиях и в ПВД (поход выходного дня). Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Типы костров. Правила разведения костра. Меры безопасности при обращении с огнём и заготовке дров. Уборка лагеря перед уходом группы.
Практические занятия. Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов, разжигания костра.
1.5. Ориентирование в классе. План класса. Условные знаки предметов, расположенных в классе.
Практические занятия. Сличение плана и класса. Определение направления по предметам, находящимся в классе, определение своего местоположения на плане.

2. Топографическая подготовка

2.1. Карта. Спортивная карта. Разновидности карт: топографические, спортивные. Их общие черты и отличия. Виды карт: элементарные, сложные, схематические, ложные.
Спортивная карта. План.
Практические занятия. Научить держать карту правильно, т. е. то, что расположено перед вами на карте, должно соответствовать расположению на местности, и наоборот: то, что расположено перед вами на местности, должно соответствовать расположению на карте.
2.2. Масштаб. Масштаб карты. Виды масштабов.
Практические занятия. Определение расстояния на местности (на глаз, счётом шагов). Определение длины пары шагов при ходьбе, беге.
2.3. Условные знаки спортивных карт. Виды условных знаков: масштабные, внемасштабные, линейные, пространственные.
Условное деление знаков на группы: рельеф, скалы и камни, гидрография и болота, растительность, искусственные сооружения. Дополнительные знаки (знаки обозначения дистанции). Рельеф местности, его изображение на карте с помощью горизонталей. Высота сечения.
Практические занятия. Топографические диктанты: по словесным названиям нарисовать графическое изображение условных знаков; по графическим изображениям условных знаков дать словесное их название; нарисовать графическое изображение пяти условных знаков из каждой группы.

3. Техника ориентирования

3.1. Ориентирование карты. Сличение объектов местности, изображённых на карте, с этими же объектами на местности. Ознакомление с оборудованием контрольного пункта, его оформление и принципы установки на местности. Определение направления по объектам местности. Ориентирование карты с помощью компаса.
Практические занятия. Ориентирование вдоль отдельной тропинки, дороги. Ориентирование по тропинкам, чередование поворотов и перекрёстков. На месте и в движении опознать объекты па местности. Сохранение ориентации карты при изменении направления движения. Скоростная отметка на КП.
3.2. Компас. Работа с компасом. Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Спортивный жидкостной компас. Приёмы пользования компасом. Понятие об азимуте.
Практические занятия. Стороны горизонта, их направления. Технические приёмы работы с компасом. Работа с компасом и картой на местности.
3.3 Технические приёмы. Техника ориентирования. Линейное ориентирование. Ориентирование по площадным объектам. «Грубый» азимут.
Практические занятия. Ориентирование вдоль линейных ориентиров: канавы, дороги, поля и т. д.; чтение ориентиров около дорог, ям, бугров и т. д.; выпрямление пути и переход с одной дороги на другую; выбор пути при наличии двух вариантов; выбор как наиболее быстрого, так и наиболее надёжного варианта. Грубое ориентирование с выходом на тормозной ориентир - бег по направлению «в мешок».



Обновлено (27.11.2014 13:04)

 
Выбор языка сайта
Голосования
Почему Вы выбрали именно наше учреждение дополнительного образования ?