Интернет ресурсы
Статистика
Просмотры материалов : 299912
Счетчик посещений
 ейтинг@Mail.ru
Главная Типовые программы «Пешеходный туризм»

  Программа кружка
«Пешеходный туризм»

Пояснительная записка
Проблема здоровья в настоящее время очень актуальна и на¬ходится в центре внимания всех современных наук о человеке. Значимость здоровья очевидна, ведь оно - главная ценность для каждого человека. Здоровый человек - это прежде всего актив¬ный, жизнерадостный, трудящийся человек, нацеленный на пре¬образующую созидательную деятельность во благо себя, своей се¬мьи, общества в целом.
Спортивное ориентирование и туризм всё шире используются во всём мире как средство активного отдыха, гармонического развития личности, укрепления здоровья, повышения культурно¬го уровня человека, разумного использования свободного време¬ни. Данные виды спорта удачно сочетают в себе физическое и умственное начало. На фоне положительных эмоций в постоян¬но меняющихся внешних условиях от ребят требуется быстрая и точная оценка сложившейся ситуации, умение принять правиль¬ное решение при условиях больших физических нагрузок. Это определение прежде всего указывает на то, что в спортивном ориентировании и технике пешеходного туризма интегрируются основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая, интернациональная и др.
В последние годы соревнования по туристской технике вклю¬чают в себя и элементы ориентирования. Это требует от ребят универсальной подготовки, т. е. умения одновременно владеть туристской техникой и ориентироваться на местности с помощью компаса и карты.
Цель и задачи программы
Цель программы — создать оптимальные условия для систематизированной   и    целенаправленной    подготовки    каждого ребёнка к овладению элементами спортивного ориентирования и техники пешеходного туризма.
Задачи программы


Образовательные: научить технико-тактическим приёмам в области спортивного ориентирования и технике пешеходного ту¬ризма одновременно.
Воспитательные: привить учащимся потребность здорового образа жизни; воспитать настойчивость, выдержку, волю, уве¬ренность в своих силах, усидчивость, стойкость характера; чув¬ство коллективизма, трудолюбие, уважение к традициям и обще¬ственным нормам, любовь к Родине.
Развивающие: создать высокую положительную мотивацию устойчивости интереса каждого ребёнка для его систематической и целенаправленной подготовки; сформировать у учащихся по¬требность в занятиях физическими упражнениями; развить быс¬троту, выносливость, ловкость, а также практические навыки поведения в нестандартных ситуациях во время соревнований по спортивному ориентированию и туризму; развить межличност¬ные отношения, контактность, доброжелательность, морально-волевые и нравственные качества учащихся, память, логическое мышление, наблюдательность и внимание учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 5-8-х классов. Первый год обучения — шестичасовая недельная нагрузка, оптимальное количество детей в группе — 12 человек. Второй год обучения — девятичасовая недельная нагрузка, оптимальное количество де¬тей в группе — 10 человек.
Первый и второй годы обучения направлены на одновремен¬ное освоение азов спортивного ориентирования и техники пеше¬ходного туризма, приобретение начального опыта участия в со¬ревнованиях. К третьему году обучения происходит разделение ребят по направлению деятельности с учётом индивидуальных способностей и интересов: одни продолжают заниматься только спортивным ориентированием, другие — техникой пешеходного туризма.
На третьем году обучения начинается углублённое изучение и совершенствование тактико-технических приёмов и методов в ориентировании и туризме, а также перевод функциональной подготовки на более высокий уровень.
Программа состоит из 8 содержательны блоков.
I  блок «Основы спортивного ориентирования и техники пе¬шеходного туризма». Краткое описание истории развития спортивного ориентирования и туризма. Понятие о гигиене спорта. Общие требования к режиму дня, отдыху, питанию, одежде.
II   блок «Топографическая подготовка». Условные знаки спортивных карт, деление их на группы.
III  блок «Техника ориентирования». Ориентирование карты, умение пользоваться компасом, знание технических приёмов и умение ими пользоваться.
IV  блок «Техника пешеходного туризма». Специальное стра¬ховочное снаряжение, страховка, самостраховка, их виды и спо¬собы. Туристские узлы для выполнения технических приёмов. Техника движений и преодоление препятствий. Самонаведение туристских препятствий.
V блок «Тактика ориентирования и пешеходного туризма». Тактические приёмы ориентирования: выбор общего плана тактического действия, вариантов пути движения на дистанции, правильного технического приёма в конкретных условиях.
Тактические приёмы, техники пешеходного туризма: выбор технических приёмов на конкретном участке дистанции; выбор и реальное осуществление порядка движения команды, порядок движения связок при преодолении этапа дистанции.
VI  блок «Краеведение». История родного края, характеристи¬ка растительного и животного мира. Памятники истории и куль¬туры.
VII  блок «Общая и специальная физическая подготовка». Развитие и совершенствование физических, моральных и воле¬вых качеств занимающихся. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения.
Преимущественная направленность занятий на различных этапах подготовки должна определяться с учётом сенситивных (наиболее благоприятных) периодов развития физических и пси¬хических качеств.
Роль физической подготовки на третьем году обучения возра¬стает, поскольку происходит становление спортивного мастерства, требуется выполнение разрядных нормативов, вплоть до КМС.
VIII  блок «Психологическая подготовка». На третьем году обучения в программу вводится «психологическая подготовка». Психологический стресс, регулирование стресса. Психологичес¬кая подготовка к соревнованиям. Приёмы регуляции и саморегуляции психических состояний в условиях соревновательной деятельности. Ожидаемый результат, прогноз конечных резуль¬татов.

Организационные условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• страховочные системы, карабины, петли страховочные, ос¬новная верёвка, палатки, рюкзаки, спальные мешки, коврики, костровое оборудование, компас;
•    спортивный, специально оборудованный зал для проведе¬ния занятий по технике туризма;
•     класс для занятий теоретической подготовкой;
•  спортивный зал или спортивная площадка для занятий по общефизической и специальной подготовке.
Методическое обеспечение:
•     программа по спортивному ориентированию и технике пе¬шеходного туризма;
•     картографический материал - три-четыре спортивные кар¬ты разных районов местности;
•     методическая литература по профилю ведения кружка;
•     методические материалы по учебно-воспитательной работе;
•     материалы из опыта работы, консультации, конспекты ме¬роприятий;
•     наглядные пособия.

Программа первого года обучения
Задачи:
• помочь ребятам изучить условные знаки спортивных карт, работу с компасом, считывание информации с карты и сопостав¬ление её с местностью, законы ориентирования, освоить началь¬ные элементы техники и тактики в ориентировании;
•  научить организации туристского быта, помочь освоить на¬чальные элементы техники и тактики пешеходного туризма;
•   развивать физические качества - координационные и ско¬ростные;
•   сформировать начальный опыт участия в соревнованиях.

Учебно-тематический план

 
Наименование разделов и темВсего часовВ том числе
   теорет.практ.
1 1.11.2 1.31.4 1.5Основы спортивного ориентирования и техника пешеходного туризмаОриентирование в жизни человека Туристские  путешествия.   История  раз­вития туризмаЛичное  и  групповое туристское  снаря­жениеОрганизация туристского быта Ориентирование в классе45 -- ---- 33 333- -- 61212
22.1 2.2 2.3Топографическая подготовкаКарта. Спортивная картаМасштабУсловные знаки спортивных карт30----336---18
33.1 3.2 3.3Техника ориентированияОриентирование карты Компас. Работа с компасом Технические приёмы ориентирования51----633-12918
44.1 4.2 4.3 4.4Техника пешеходного туризмаСпециальное и страховочное снаряжениеТехнические приёмы пешеходного туризмаТуристские узлыТехника движения и преодоленияпрепятствий90-----9123- -918930
55.1 5.2Тактическая подготовкаТактика ориентирования «Правила» ориентирования15---36-6-
66.1 6.2КраеведениеРодной край, его природные особенности Обзор экскурсионных объектов18---6---12
77.17.2Общая и специальная физическая подготовкаОбщая физическая подготовка Учебные   соревнования   по спортивному ориентированию и туризму39------2415
                                                                             Всего28878210
 Содержание программы
1. Основы спортивного ориентирования и техника пешеход¬ного туризма
1.1. Ориентирование в жизни человека. Исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в Беларуси и за рубе¬жом. Характеристика современного состояния ориентирования. Ориентирование как средство физического воспитания, оздоров¬ления и закаливания. Эмоциональность, связь с природой. Особенности ориентирования и его отличия от других видов спорта.
1.2.  Туристские путешествия. История развития туриз¬ма. Туризм - средство познания своего края, физическое и ду¬ховное развитие, оздоровление, воспитание самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков. История разви¬тия туризма в Беларуси.
1.3. Личное и групповое туристское снаряжение. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряже¬ния, необходимого для похода и соревнования, требование к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущество и недо¬статки. Правило размещения вещей в рюкзаке. Одежда и обувь для занятий спортивным ориентированием и туризмом.
Групповое снаряжение, требование к нему. Типы палаток, их назначение, преимущество и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ре¬монтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукави¬цы, ножи, половники и прочее.
Практические занятия. Укладка рюкзака, подгонка снаря¬жения. Установка палатки, размещение вещей в ней. Предохра¬нение палатки от намокания. Правила поведения в палатке.
1.4.  Организация туристского быта. Привалы и ночлеги на соревнованиях и в ПВД (поход выходного дня). Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту при¬вала и бивака.
Типы костров. Правила разведения костра. Меры безопаснос¬ти при обращении с огнём и заготовке дров. Уборка лагеря пе¬ред уходом группы.
Практические занятия. Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов, разжигания костра.
1.5. Ориентирование в классе. План класса. Условные знаки предметов, расположенных в классе.
Практические занятия. Сличение плана и класса. Определе¬ние направления по предметам, находящимся в классе, опреде¬ление своего местоположения на плане.
2.  Топографическая подготовка
2.1.  Карта. Спортивная карта. Разновидности карт: топо¬графические, спортивные. Их общие черты и отличия. Виды карт: элементарные, сложные, схематические, ложные.
Спортивная карта. План.
Практические занятия. Научить держать карту правильно, т. е. то, что расположено перед вами на карте, должно соответ¬ствовать расположению на местности, и наоборот: то, что распо¬ложено перед вами на местности, должно соответствовать распо¬ложению на карте.
2.2.  Масштаб. Масштаб карты. Виды масштабов.
Практические занятия. Определение расстояния на местно¬сти (на глаз, счётом шагов). Определение длины пары шагов при ходьбе, беге.
2.3. Условные знаки спортивных карт. Виды условных зна¬ков: масштабные, внемасштабные, линейные, пространственные.
Условное деление знаков на группы: рельеф, скалы и камни, гидрография и болота, растительность, искусственные сооруже¬ния. Дополнительные знаки (знаки обозначения дистанции). Ре¬льеф местности, его изображение на карте с помощью горизонта¬лей. Высота сечения.
Практические занятия. Топографические диктанты: по сло¬весным названиям нарисовать графическое изображение услов¬ных знаков; по графическим изображениям условных знаков дать словесное их название; нарисовать графическое изображе¬ние пяти условных знаков из каждой группы.
3.  Техника ориентирования
3.1. Ориентирование карты. Сличение объектов местности, изображённых на карте, с этими же объектами на местности. Оз¬накомление с оборудованием контрольного пункта, его оформле¬ние и принципы установки на местности. Определение направле¬ния по объектам местности. Ориентирование карты с помощью компаса.
Практические занятия. Ориентирование вдоль отдельной тропинки, дороги. Ориентирование по тропинкам, чередование поворотов и перекрёстков. На месте и в движении опознать объекты на местности. Сохранение ориентации карты при изме¬нении направления движения. Скоростная отметка на КП.
3.2.  Компас. Работа с компасом. Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Спортивный жидкостной компас. Приёмы пользования компасом. Понятие об азимуте.

Обновлено (27.11.2014 13:04)

 
Выбор языка сайта
Голосования
Почему Вы выбрали именно наше учреждение дополнительного образования ?