Интернет ресурсы
Статистика
Просмотры материалов : 299887
Счетчик посещений
 ейтинг@Mail.ru
Главная Типовые программы «Юные туристы»

Пояснительная записка
Примерная программа кружка «Юные туристы» - это преж¬де всего приобретение начальных знаний, умений и навыков, ко¬торые будут необходимы детям при дальнейших занятиях в туристско-краеведческих кружках и объединениях. Это первая сту¬пенька в «большой туризм», первые шаги по родным местам малой Родины, первое познание и изучение окружающего мира. Поэтому кружок «Юные туристы» может быть организован как в детском саду для детей дошкольного возраста (подготовитель¬ная группа, возраст 6 лет), так и в школе, внешкольном учреж¬дении для детей до 13-летнего возраста включительно.
Примерная учебная программа первого года занятий рассчи¬тана на 216 ч - с сентября по май включительно. Педагог-руководитель кружка имеет возможность с учётом опыта работы и личного творчества, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последователь¬ность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырёх - на  местности.


Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, занимаются в кружке первый год. Однако, если руководитель круж¬ка занимается с детьми начиная с 6-летнего возраста, то данную Программу можно использовать как трёхфазную (три года обучения, постепенно увеличивая объём изучаемого материала, сложность нагрузок, планируя проведение двухдневных походов, экскурсий и экспедиций с учащимися кружка.
Первые навыки, умения и знания об окружающем мире дети получают в детском саду на занятиях в уголках природы, про¬гулках экскурсиях. Поэтому туристско-краеведческая деятельность учащихся, начиная с 1-го класса общеобразовательной школы, может быть более целенаправленной, становясь важным средством накопления знаний и развития интереса к учёбе, ук¬репления связи обучения с жизнью.
Данная программа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в начальных классах, способствуя широкому ознаком¬лению детей с окружающим миром.
Учащиеся начальной школы знакомятся непосредственно с окружающим их миром - семья, школа, микрорайон, населён¬ный пункт, зелёная зона.
Учащиеся среднего школьного возраста знакомятся с досто¬примечательными местами и лесопарковой зоной своего района, а в сельской местности - с ближайшими населёнными пунктами.
Наиболее доступными формами организации кружка являют¬ся беседы, практические занятия в помещении и на местности, прогулки на природе, экскурсии, одно-, двухдневные походы, слёты, утренники, простейшие туристско-краеведческие игры и соревнования.
Руководитель кружка должен иметь высшее образование, опыт участия в туристских походах, путешествиях, знать норма¬тивные документы Министерства образования по вопросам орга¬низации и проведения туристских походов, путешествий, экскур¬сий с детьми, инструкции по технике безопасности, уметь оказы¬вать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В процессе занятий в кружке, а также участвуя в походах, путешествиях, экскурсиях, юные туристы научатся:
•    первым туристским навыкам и умениям;
•    бережному отношению к природе;
•    составлять план путешествия и разрабатывать маршрут похода, экспедиции;
•    фиксировать наблюдения за природой или другими явле¬ниями, составлять прогноз погоды;
•    ориентироваться на местности, используя компас, карту, природные объекты;
•    оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
•    ставить палатку, готовить пищу на костре, ремонтировать туристское снаряжение;
•    составлять дневник похода, отчёт.

Цель занятий в кружке «Юные туристы» — развитие двига¬тельной, функциональной и познавательной активности учащих¬ся, укрепление их физического и психологического здоровья, со¬циализация в обществе. При этом предполагается решение сле¬дующих задач:
•   оздоровление и закаливание детей в условиях природной среды;
•   развитие исполнительской и творческой активности уча¬щихся в процессе занятий в кружке;
• вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую дея¬тельность средствами туризма;
• адаптация организма ребёнка к физическим нагрузкам, получаемым во время занятия туризмом.
Конечная цель — получение учащимися минимума туристско-краеведческих знаний и умений; оказание ими посильной помощи в проведении школьных туристских вечеров, слётов, соревнований.
Учитывая возрастные особенности учащихся, большую часть времени необходимо отводить практическим занятиям в учебном классе, на местности, используя принцип «Игра - обучение», и меньшее - лекциям и беседам.
План занятий можно составлять так, чтобы постоянно под¬держивался интерес учащихся к изучаемой теме, итогом изуче¬ния которой могут быть экскурсия к историческому или природ¬ному объекту, поход, участие в школьных туристских меропри¬ятиях. Желательно, чтобы кружковцы знали о предстоящем лет¬нем мероприятии, в котором лучшие из них примут участие, — туристский лагерь, поход, экспедиция, экскурсия.
Содержание занятий кружка следует постепенно усложнять, идя от простого к сложному. Например: туризм как понятие - туристское снаряжение - укладка рюкзака - прогулка в приро¬ду - бивак - элементы техники туризма - однодневный поход -преодоление препятствий - самоконтроль и т. д. При этом не до¬пускается перегрузка учащихся.
Руководитель кружка обязан обеспечить условия для безопас¬ного проведения практических занятий на местности, прогулок, экспедиций, походов и путешествий.
В работе кружка очень важен должностной инструктаж при распределении среди кружковцев обязанностей на каждую про¬гулку, поход, экскурсию, экспедицию. Практическая эффектив¬ность кружка достигается только тогда, когда в эту деятельность включён каждый учащийся путём выполнения определённых обязанностей. Например: командир, заведующий питанием, снаряжением, кухней, санитар, физорг, редактор походного дневника-газеты и т. д.
Программа кружка «Юные туристы» носит примерный характер и может изменяться, дополняться педагогами-руководителями кружков в зависимости от возраста детей, их интереса к кружковым занятиям, местных условий и других ситуаций.
Учебно-тематический план

 
ТемыВсего часовВ том числе
   теорет.практ.
1Туризм как средство познания мира. Исто­рия отечественного туризма. Детский ту­ризм и краеведение в Беларуси862
2Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и   физического   развития   обучающихся, тестирование6 6
3Родной край. Охрана окружающей среды. Основы экологических знаний1468
4Туристские прогулки и походы, экскурсии, путешествия18414
5Основы  безопасности  в  природной  среде. Изучение правил по соблюдению техники бе­зопасности в походе, экскурсии, экспедиции20128
6Топографическая подготовка юного туриста16810
7Туристское и экскурсионное ориентирова­ние26818
8Всестороннее развитие, физическое совер­шенствование учащихся в процессе заня­тий в кружке20614
9Краеведческие навыки и умения. Наблюде­ния за погодой20416
10Спортивно-оздоровительный туризм16610
11Туристское снаряжение1248
12Личная  гигиена  юного туриста.   Первая доврачебная помощь1468
13Туристские бытовые навыки юного туриста16610
14Подведение   итогов   походов,   экскурсий, экспедиций1046
15Итоговый     летний     туристский     поход, экскурсия, путешествие   
                                                                      Всего21680136

  Занятия кружка необходимо проводить в виде теоретических, практических на местности (экскурсии, прогулки, походы), практических в помещении (обработка и оформление итогов про¬гулки, экскурсии, наблюдения за погодой и т. д.).
Согласно данной программе на протяжении учебного года планируется проведение 40 теоретических и практических заня¬тий в помещении, 6—7 однодневных походов и экскурсий, 20 практических занятий на местности, прогулок в природу, экс¬курсий в музеи, к памятникам истории и культуры, природным объектам. Во время каникул (в межсезонье) возможно проведе¬ние однодневных походов, путешествий или загородных экскур¬сий (в зависимости от погодных условий), а во время летних ка¬никул — двухдневного похода, путешествия. Можно принять участие в профильном туристском лагере, по итогам которого учащиеся представят гербарии, отчёты, оформят газеты, уголки «Юного туриста» и т. д.


Содержание программы
1. Туризм как средство познания мира. История отечествен¬ного туризма. Детский туризм и краеведение в Беларуси. Туризм как средство комплексного воспитания, приобщения ребят к природе, расширения кругозора, получения дополнительных зна¬ний об окружающем мире. Воспитание чувства любви к малой Родине, гордости за свою республику, за свой народ.
Туризм как один из наиболее популярных видов активного отдыха. Стремление к открытию и познанию мира. История развития туризма в Беларуси. Основные этапы детского туризма и краеведения в системе внешкольных учреждений воспитания и обучения.
В туристских походах, путешествиях, экскурсиях учащиеся пополняют знания по географии, истории, литературе и другим предметам школьной программы, знакомятся с историческим прошлым и настоящим родного края, его знаменитыми земляка¬ми, национальной культурой и традициями белорусского народа. В походах воспитывается чувство дружбы, коллективизма, взаимовыручки, совершенствуется физическое и умственное развитие, приобретаются полезные навыки и умения. Участвуя во Всебелорусской туристско-краеведческой экспедиции учащихся «Наш край» и республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», школьники в походах, путешествиях, экскурсиях изучают природу, историю, экономику, культурные традиции, экологические проблемы родного края.
Кодекс туриста, рассказы о знаменитых путешественниках, интересных походах (демонстрация кино, слайдов, диафильмов).
Заполнение анкет участников кружка.
Знакомство с родителями.



Обновлено (27.11.2014 13:01)

 
Выбор языка сайта
Голосования
Почему Вы выбрали именно наше учреждение дополнительного образования ?