Интернет ресурсы
Статистика
Просмотры материалов : 336972
Счетчик посещений
 ейтинг@Mail.ru
Главная Типовые программы Пешеходный туризм и авторская песня

 Пояснительная записка

Данная образовательно-воспитательная программа сочетает в себе одновременно туристско-краеведческое и художественное направления и является комплексной. Актуальность данной программы состоит в том, что она создает условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Причиной возникновения данной программы стала попытка объединения двух взаимосвязанных направлений: спортивный туризм и авторская песня. Очевидно, что такое сочетание представляет педагогу достаточно широкий выбор «неформальных средств» для достижения поставленных ниже целей и позволяет уйти от узкоспециали-
зированного характера занятий. 
 Отличительной чертой данной программы является вариативность: подросток, находясь в одном коллективе, выбирает занятия по одному или сразу двум направлениям. Программа расчитана на 3 года обучения учащихся в возрасте 13-15 лет. После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста и опыта и знаний детей следует сделать больший упор на групповые и индивидуальные занятия. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности кружка.


     Программа направлена на воспитание и социально-культурную адаптацию детей-подростков и может быть реализована при помощи многих видов полезной деятельности.
        В связи с тем, что оценка результатов воспитательной работы по конкретным, жестким критериям в данной программе затруднена, предполагается использовать систему косвенных показателей по этапам реализации:
На первом году обучения учащийся должен знать:
- Основы организации и проведения походов выходного дня и многодневных пеших походов;
- Правила поведения вне населенных пунктов, проблемы экологии туризма;
- Песни и имена известных самодеятельных авторов, исполнителей;
- Правила настройки и отладки гитары;
- Элементарные приемы игры на гитаре;
На первом году обучения учащиеся должны уметь:
- организовывать походный быт;
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолеть несложные естественные препятствия;
- ориентирование по карте и компасу;
- оказывать элементарную медицинскую помощь;
- исполнять несложные песни под гитару;
- свободно читать вслух стихи
Этап завершается итоговым вечером песни в исполнении учащихся и походом первой категории сложности
На втором году обучения учащийся должен знать:
- порядок организации пеших походов на уровне 1 категории сложности;
- приемы игры на гитаре средней сложности (построение аккордов, переход в другую тональность);
- основные направления самодеятельной песни (бардовское, фольклорное, «городской романс», «андеграунд» и пр.);
- песни забытых авторов, переходящие в область современного народного фольклора;
- место отечественной культуры (поэзия, музыка, фольклор, литература, кино) в мировой культуре.
На втором году обучения учащиеся должны уметь:
- вести походный быт;
- передвигаться по сильно пересеченной местности, требующей самостраховки;
- организовывать страховку  на простейшем уровне, применять приемы самостраховки;
- ориентироваться в походных условиях;
- ремонтировать личное и общественное снаряжение;
- составлять раскладку продуктов для походов выходного дня;
- исполнять песни средней сложности, раскладывать на голоса, импровизиро-     вать;
- оказывать помощь преподавателю при обучении младших учащихся;
- «входить в роль», передавать содержание песни;
 -формировать репертуар для сольного и хорового исполнения песен в походе, у костра.
Этап завершается записью лучших песен в исполнении одного, либо нескольких исполнителей на диск и небольшим концертом для друзей и родителей и пешим походом 1 категории сложности;
На третьем году обучения учащийся должен знать:
- порядок организации пеших походов средней сложности;
- самодеятельную песню как проявление народного музыкального и поэтического творчества;
- зарубежные фольклорные тенденции в творчестве современных авторов и исполнителей;
- роль зарубежной культуры в области поэзии, музыки, кино, в социально-культурной жизни общества.
На третьем году обучения учащиеся должны уметь:
- организовывать походный быт в сложных климатических условиях;
- ориентироваться в сложных походных условиях;
- оказывать доврачебную медицинскую помощь;
- самостоятельно работать с незнакомым песенным материалом;
- готовить небольшие песенные программы для выступления на слетах, вечерах песни или конкурсах сольно, дуэтом и т.п.
Этап завершается вечером песни или выступлением на слете с программой или одним песенным номером и пешим походом.


Цель программы:
- создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско – краеведческой и творческой деятельности;

В ходе ее достижения решаются задачи: и навыкам игры на гитаре;
 Создавать условия для интеллектуального и духовно-нравственного   развития учащихся;
 Обучать основам техники пешеходного туризма и навыкам игры на гитаре;
 Укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным совершенствованием учащихся;
 Создавать условия для воспитания патриотизма посредством занятия краеведением;
 Формировать потребности в здоровом образе жизни;
 Воспитывать  культуру эстетического восприятия;

Программа предусматривает следующие формы деятельности:

- организация экскурсий, походов, экспедиций;
- проведение  и участие в районных, областных, республиканских конкурсах, концертах;
- проведение практических занятий;
Оценка знаний и умений обучающихся проводиться на итоговых учебных соревнованиях и отчетных концертах.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВОЙ НАГРУЗКИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 
 1 год2 год3 год
 всеготеор.пр.всеготеор.пр.всеготеор.пр.
Организационные занятия4-4      
Подведение итогов летних походов   12-1212-12
Туристская подготовка4874161144755748
Краеведение1046106422-
Топографияи ориентирование1221012481248
Обеспечение безопасности15213137629623
Авторская песня79215867859671156
Подготовка и организация похода20-2017-1718-18
Работа с участниками похода(туризм)8-88-87-7
Работа с инструментом (авторская песня)20-2016-1614-4
Итого:216 180216  216  

 

Примерный учебный план работы кружка «Пешеходный туризм и авторская песня» на первый год                     .
№ п/п Тема занятий Общее кол-во часов первого года обучения
теорияпрактикавсего

1.

Организационные занятия

-

4

4

2.

Основы туристской подготовки

74148

2.1.

Туристские походы и путешествия, история развития туризма

1

-

1

2.2.

Туристское снаряжение

1

7

8

2.3.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

1

8

9

2.4.

Питание в походе.

2

8

10

2.5.

Физическая подготовка туриста.

2

18

20

3.

Краеведение

4610

3.1.

Географическое положение, природные условия и ресурсы края.

2

-

2

3.2.

История и культура края.

2

-

2

3.3.

Туристские возможности родного края.

-

6

6

4.

Топография и ориентирование

21012

4.1.

Топографическая и спортивные карты.

2

-

2

4.2.

Ориентирование

-

10

10

5.

Обеспечение безопасности

21315

5.1.

Техника безопасности при проведении занятий, походов и экскурсий.

1

4

5

5.2.

Правила санитарии и гигиены.

1

5

6

5.3.

Основные приемы оказания доврачебной помощи.

-

4

4

6.

Авторская песня (всего:)

215879

6.1.

Самодеятельная песня: авторы и исполнители  60-70х гг. Движение КСП.

10

15

25

6.2.

Самодеятельная песня – проявление современного фольклора.

2

10

12

6.3.

Отечественные и зарубежные фольклорные традиции.

5

14

19

6.4.

Отечественная и зарубежная культура

4

11

15

6.5.

Уход за гитарой

-

8

8

7.0.

Подготовка и организация походов

-

2020

8.0.

Работа с участниками похода (туризм)

-

88

9.0.

Работа с инструментом(авторская песня)

-

2020
Итого: 36180216

 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА “ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ И АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ”.
1 – Й ГОД ОБУЧЕНИЯ.

1. Организационный период.

2. Основы туристской подготовки.

2.1. Туристские походы и путешествия, история развития туризма.
Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые путешественники. История развития школьного туризма
Всебелорусская туристско-краеведческая экспедиция учащейся молодежи “Жыву у Беларусi i тым ганаруся».
Практические занятия. Анкетирование членов кружка. Психологические игры на тему «Давайте познакомимся».
2.2. Туристское снаряжение.
                Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Ремонтный набор, медицинская аптечка.
Практические занятия.Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт.

2.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
               Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак ночной и дневной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега.
Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, определение мест для забора воды и умывания, туалета, мусорной ямы), заготовка дров.
Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка, ремонт). Организация ночлегов в помещении. Игры в пути и на привале.
Нормы поведения туристов в населенных пунктах.
Практические занятия. Организация бивака в полевых условиях (определения места, пригодного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра).
Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом.
Игры в пути и на привале.
2.4. Питание в походе.
               Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.
Практические занятия. Составление меню и списка продуктов для 1-2 дневного похода.
Закупка, фасовка и упаковка продуктов.Приготовление пищи на костре.

2.5. Физическая подготовка туриста.
            Краткие сведения о строении, функциях организма и влиянии физических упражнениях на организм. Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-волевая подготовка. Закаливание. Утренняя зарядка.
Практические занятия. Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале.

           3. Краеведение.
 3.1. Географическое положение, природные условия и   ресурсы         края.
            Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, растительный и животный мир края.
Практические занятия. «Путешествия» по карте. Посещение музеев. Подготовка мини-докладов о природе родного края.
3.2. История и культура края.
                     Сведения о прошлом своего населенного пункта. Памятники истории и культуры.
Практические занятия.    Краеведческие викторины. Подготовка мини-докладов по истории и культуре родного края
3.3. Туристские возможности родного края.
    Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Музеи края. Особенно охраняемые природные территории.
Практические занятия. Экскурсии по своему населенному пункту, в краеведческий музей.
 4 . Топография и ориентирование.
 4.1. Топографическая и спортивная карты.
         Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка, зарамочное оформление. Генерализация карты. Условные знаки топографических карт.
      Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные предметы. Изображение рельефа на топографической и спортивной картах.
Практические занятия.     Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности. «Путешествие» по карте. Упражнения на запоминание условных знаков.



Обновлено (27.11.2014 10:48)

 
Выбор языка сайта
Голосования
Почему Вы выбрали именно наше учреждение дополнительного образования ?